Чтобы оценить молодящие душу звуки Стамбула, достаточно пройти вниз по узенькой улочке за площадью Тонеля , где вы и найдёте Бадехане (Badehane).
На протяжении многих лет это кафе, величиной всего в одну комнату, расположенное в районе Стамбула, гудящем ночной жизнью – Бейоглу, остаётся фаворитом местной богемы, которая приходит по вечерам в среду, чтобы послушать цыганские мелодии в исполнении местной легенды- Селима Сеслера (Selim Sesler).
Но посетите это заведение в четверг и вы обнаружите, что толпа пришедших становится более разношёрстной, впрочем, такой же, как и исполнители: выступает совсем другая группа, которая сочетает в своей музыке основы музыки от Мистера Сеслера с зажигательными ритмами Латино.
Современные ритмы бита, пульсирующие в этом межнациональном городе, столь же разнообразны как и его культурная история. Режиссер Фатих Акын (Fatih Akin) (немец турецкого происхождения) говорил о Бадехане в своём документальном фильме 2005 года «Переходя мост: Звуки Стамбула» (Istanbul Hatirasi: Kopruyu Gecmek / Crossing the Bridge: The Sound of Istanbul), получившем международный приз, где кафе было упомянуто как турецкий «Буэно Виста социальный клуб» (Buena Vista Social Club).
В фильме показан господин Сеслер, реппер Джеза (Ceza), рокеры «Думан» (Duman), на которых оказал влияние гранж Сиэтла, микс в электронной обработке Мерджана Деде (Mercan Dede) и курдского певца Айнура Догана. Зрителям также были представлены звуки Орхана Генджебая (Orhan Gencebay), который перепел Элвиса в стиле арабеск (Arabesk), слезливые баллады Музейен Сенар (Muzeyyen Senar) и даже исполнение песни «Музыка» из репертура Мадонны, исполненной удивительным голосом Сертаб Эренер, победившей в конкурсе Евровидение в 2003 году.
Дэвид Бирн из группы «Talking Heads» (“Говорящие головы») тоже был вдохновлён турецкими мотивами, которые на своём сайте (www.davidbyrne.com/radio) он называет смешением Азии и Европы , которое вызывает «задорное и возвращающееся к тебе вновь и вновь настроение, которое невозможно ни с чем сравнить» . Среди влияний он упоминает поп-диву Сезен Аксу (Sezen Aksu) и психоделический анатолийский фанк от Барыша Манчо (Baris Manco).
Турецкая музыка - это «культурный мост» сказала Пелин Опкин, директор Стамбульского Джазового фестиваля (www.iksv.org/caz/english), проводившегося в этом году (2007) со 2 по 16 июля. «Османская империя правила в течение долгого времени и привела к огромному культурному обмену среди народов».
Для ещё большего количества необычных представлений и постановок вам стоит отправиться в ультра-современные места, такие как клуб «Гараж» (http://www.garajistanbul.com/) – некая экспериментальная сцена, которая зародилась в подземном гараже. Или заскочите в «Вавилон» (http://www.babylon-ist.com)-/ клуб, разбитый на уровни, с небольшой уютной сценой, на которой играется всё от афро-кубинского джаза до турецкого психоделического фольклора.
Турецкие и иностранные ди-джеи играют международную музыку в стиле «транс» с полуночи и до 4 утра в клубе Холл (http://www.thehallistanbul.com/), клуб был спроектирован в индустриальном стиле со сводчатыми потолками.
Стамбул также является родиной многочисленных фестивалей музыки и концертов.
Среди звёздных знаменитостей, выступающих этим летом Бьорк, Кайли Миноуг и Ленни Кравитц.
И в завершении нашего обзора, упомянем о классической музыке и исполнителях. Международный фестиваль музыки в Стамбуле (http://www.iksv.org/, с 6 по 30 июня) даёт шанс исполнителям спеть, а нам их услышать в исторически известных местах, таких, например, как дворец Топкапы.
«Вы не сможете сказать, что существует единственная уникальная турецкая культура – сказала госпожа Опкин про джазовый турецкий фестиваль, - Истинная суть в смешении всех стилей.»
Перевод статьи "Istanbul's Beat Is International" из интернет- версии журнала Нью-Йорк Таймс Тревел (The New Yor Times/travel):